Шырдак

Совсем недавно этот вид кыргызского традиционного прикладного искусства был в опасности изчезновения, а сейчас им украшают свои номера известные отели, стелят домой в Северной Америке, Европе и Юго-Восточной Азии, со всех уголках мира приезжают журналисты делать о нем репортаж, а молодые кыргызские мастерицы с энтузиазмом берутся за это “дело”.

Декоротивно-прикладное искусство кыргызского народа рождено многовековой историей кочевников. Стремление кыргызов к красоте создало невероятные образцы народной фантазии и совершенства художественного видения. Общение с природой с ее заснеженными горными вершинами, бурными реками, оазисами и высокогорными долинами сформировало характер и тонкий художественный вкус кыргызов.

В кочевом быту кыргызов шерсть находила широкое применение. Изделия из шерсти и изготовленные из нее материалы использовались для устройства и украшения жилища, одежды, выделки предметов, связанных с верховым и вьючным транспортом. Войлок служит отличным терморегулятором. Дело в том, что натуральная овечья шерсть, из которой сделан войлок, отлично поглощает и испаряет влагу, оставаясь при этом сухой и тёплой. Также защищает жилища от холода, дождя, ветра, солнечных лучей, сырости.

В выделке войлока, в результате многовековой практики, кыргызы достигли большого совершенства. Кыргызский войлок, отличившийся высокой прочностью, пользуются на рынках повышенным спросом.

Одним из традиционных видов кыргызского декоративно-прикладного искусства является изготовление узорных войлочных ковров из орнаментированного войлока.

Шырдак — кыргызский войлочный ковёр, одно из самых старинных и сложных по своей технике изготовления изделий из войлока. С влиянием глобализации этот вид ремесла был в опасности исчезновения, люди вовсе перестали им пользоваться. Сейчас же он обрел новое дыхание и снова возвращается в моду, оно и понятно, ведь шырдак очень красивый, долговечный и экологически чистый. Отели и бизнес-центры им украшают свой интерьер, а всемирно известный французский дом моды HERMES выпустил платки стоимостью 1000$ с орнаментами шырдака.

(фотографии платка, шырдак в современных интерьерах, фотки клиентов)

Как появился войлок?

История появления войлочного искусства уходит в глубь веков. Существует легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы находились в очень тесных помещениях. Шерсть овец падая на пол намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, в помещении остался валяный ковер.

Войлочное искусство является неотъемлемой частью ремесленничества. В нем как бы расписана целая поэма о жизни кыргызского народа. Каждый узор, который таит в себе окружающий мир, цветовая гамма, техника выполнения рассказывает о жизни и философии той местности, где был изготовлен. Ведь каждый регион Кыргызстана имеет свой уникальный характер.

Разное применение орнаментированного войлока

Разнообразные изделия из войлока являлись в прошлом важными элементами декоративного убранства юрты, кочевого каравана. К ним относятся полосы (жабык баш), которыми закрывали купол юрты изнутри, специальные покрывала для декорирования сложенных возле почетного места домашних вещей (жук жабуу), сумки для хранения домашних вещей (аяк койчу баштык), чашек, тарелок (аяк кап), и деревянных ложек (кашык кап). Этой же техникой пользовались при украшении чехлов (уук кап, кереге кап), которыми закрывали концы купольных жердей (уук) и звеньев решетчатого остова юрты при перекочевках.

Как делается шырдак?

Процесс изготовления одного шырдака займет много времени и труда, в целом этот процесс длится год. Все начинается со стрижки овечьей шерсти, для качественного войлока нужно отстричь овец осенью. Для изготовления одного шырдака необходима шерсть пяти овец.

Во всех случаях перед употреблением шерсть подвергают необходимой обработке: ее моют, взбивают, если нужно – окрашивают. Моют в проточной воде. Взбивают (жун сабоо) парой длинный прутьев. Ритмичными сильными ударами то правой, то левой руки добиваются того, что шерсть становится пушистой и более чистой, так как примеси при ударах отделяются. Затем начинается переборка шерсти руками – жун тытуу, он требует большей затраты времени.

Выделка войлока связана исключительно с ручным, довольно напряженным и трудоемким процессом. На изготовление одного войлока средних размеров (120*240см) бывает занято примерно 3-4 человека в течение 6-7 часов.

После взбивания шерсть раскладывают на разостланную на земле чиевую или камышовую циновку несколько больших размеров, чем предполагаемый войлок. Женщины берут шерсть в левую руку и прикладывают ее к циновке, держа руку ладонью вверх. Правой рукой мастерица щипками отрывает шерсть и настилает ее ровным слоем на циновку. Поверхность слоя все время выравнивается. Так настилается сначала первый слой, который определяет размер войлока, а затем и второй.

Подготовленную рыхлую шерсть нужно обрызгивать горячей водой. Затем три или четыре человека туго свертывают (оройт) шерсть вместе с циновкой в рулон, который обвязывают арканом и начинают катать ногами (басат). В процессе катания циновку несколько раз раскрывают и войлок поливают горячей водой.

Затем валяного войлока катают уже руками, причем этот процесс требует более продолжительного времени, так как войлок должен быть очень плотным и тонким (3-5 мм).

Изготовленный из шерсти войлок подлежит крашению. Красят обычно в три разные цвета. Используют и шерсть естественной окраски – белую и коричневую. Излюбленными цветами кыргызского народа были в прошлом и остаются до сих пор синий, красный, желтый, оранжевый. Раньше для окраски использовали красителей растительного происхождения, для этого употребляли корни, стебли, плоды различный растений и ягод.

Уже из готового войлока начинают вырезать орнаменты. Создание орнамента требует большого опыта по вырезанию узора. Этим занимаются мастерицы «оймочу». Ковровщицы являются хранительницами древнейших национальных традиций в орнаментальном искусстве. Однако, бережно сохраняя традиции, мастерицы вносят много своего, оригинального, являясь подлинными творцами. Они создают новые формы и композиции войлочного узорного ковра, обогащая кыргызский орнамент. В большинстве случаев мастерицы не изготовляют и не хранят никаких трафаретов. Войлок они раскраивают остро наточенным ножом или ножницами по предварительно начерченному мелом контуру узора, умело согласовывая не только построение орнамента в ковре, его композицию, но и размер, величину и форму ковра или другого изделия.

Фото лента (инфографика): Орнаменты шырдака и их значение

лебедь или пламя – любовь;

бараний рог – процветание;

вороньи когти – наследство человека после его ухода в мир иной;

крылья сокола – свобода;

собачий хвост – крепкая дружба;

тюльпан – весна.

Кыял – 14, 18, 23, 24

Кочкорок – 12, 13, 16, 17

Карга тырмак – 14

Сынар муйуз – 22

Куш – 15, 25, 26

Салбай – 14, 10, 11

Бармак

14, 6,7

Построение орнамента в шырдаке основывается на сочетании двух контрастных цветов. Узор вырезают одновременно из двух одинаковых кусков войлока разного цвета. Вырезанные узоры перекладывают, и края войлоков разных цветов сшивают. Таким способом изготовляют верхнюю сторону ковра, под которую подкладывают простой войлок (оро кийиз) и тщательно простегивают шерстяной нитью «шоона». Линии стежков располагают параллельно контуру орнамента. Простегивание придает узору не только прочность, но и своеобразную рельефность. Кстати, от слова «шырык - стежок» берет название шырдак. Заключительная стадия работы – это маскировка линий стыка вырезанных узоров путем пришивания шнура (жээк), который готовят из шерсти.

В зависимости от региона последовательность работ и название может отличаться, например южные кыргызы называют такой ковер «шырдамал», в Таласской области сперва пришивают друг другу вырезанные узоры, затем соединяют с основой «аламача». А в некоторых местах Чуйской области «жээк» называют «милте». Такая техника изготовления войлочного ковра незнакома другим народам Средней Азии. Широкое применение эта техника находит только у казахов, где в ассортимент предметов, украшаемых войлочной мозаикой, входят, помимо общих с кыргызскими, еще и покрывала на сундуки. У них аналогичный ковер носит название сырмак, сырдак, сырдамал.

Инфографика: детали шырдака

Оюм (орнамент) – искусно вырезанные куски войлока;

Жээк* – шерстяной шнур, который пришивается на линию стыка вырезанных узоров;

*в некоторых местах Чуйской области его называют «милте»

Шырык – стегание шырдака шерстяной нитью «шоона», линии стежков располагают параллельно контуру орнамента;

Оро кийиз** (основа шырдака) – простой войлок темного цвета, над которым простегивается орнаментированный войлок.

**в Таласской области его называют «аламачы»

Традиции связанные с шырдаком

Издревле, да и сейчас шырдак входит в приданое. По нему определялось из какого рода невеста и насколько умелые ее руки. Раньше богатые семьи приглашали в дом невесты лучших мастеров, где они участвовали в подготовке приданого. Так как процесс долгий и трудоемкий начинали делать ширдак еще с малых лет дочери и в этих процессах нередко участвовали и сами девочки. Или же односельчане устраивали «кийиз ашар», где собирались в один дом и весь процесс делали вместе. Таким образом их знания и опыт передавались друг другу, из поколения в поколение. В наше время с развитием рынка шырдак можно купить или заказать на свое усмотрение.

Мероприятия по сохранению всемирного наследия

Чтобы сохранить традицию редкого вида коврового искусства на века орнаментированный войлок ала кийиз и шырдак 4-7 декабря 2012 года был внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО как исчезающий вид. В целях популяризации шырдака каждый год в Нарынской области проводится фестиваль «Шырдак» республиканского масштаба. В нем участвуют ремесленники по всей республике и данное мероприятие очень популярна среди туристических направлений. А в городе Бишкек временами проходит семинары, выставки посвященный к нему, а также в программе каждого фестиваля можно увидеть уголок посвященный шырдаку и ремесленниц, которые с удовольствием могут провести мастер-классы.

Шырдак в современном интерьере

Умелые кыргызские мастера продолжают передавать свои навыки и традиционные узоры из поколения в поколения, поэтому сейчас у каждого желающего есть возможность приобрести точно такой же шырдак, которым пользовались сотни лет назад.

На первый взгляд внешний вид войлока может показаться несколько простоватым, однако при грамотном использовании и хорошей работе дизайнера шырдак станет стильным и современным дополнением интерьера, а в некоторых случаях – даже его изюминкой. Это добавляет теплоты и уюта даже в самые холодные и «негостеприимные» комнаты.

Классические войлочные ковры отменно смотрятся не только в традиционных дизайнах, но в современных интерьерах в стиле «модерн» и «hi tech», а в восточном стиле получается особенно хорошо.

Фотолента со следующими описаниями:

  • шырдак можно положить по центру комнаты, создавая акцент, или же разместить в углу, меняя пространство и ломая симметрию;
  • прекрасно смотрятся они у дивана или же в качестве прикроватных ковриков;
  • их до сих пор продолжают вешать на стену;
  • коврами c меньшей толщиной можно также устилать мебель;
  • они также используются в качестве пледов.

Как ухаживать за шырдаком?

При правильном уходе шырдак может прослужить до 100 лет. Потеря войлочного ковра может быть результатом неправильного ухода за изделием. Надо четко знать, как ухаживать за ним в домашних условиях.

Свойства шерсти знакомы каждому: легкая и теплая, этот материал обладает свойством гигроскопичности, то есть быстро впитывает влагу. Из-за этого ковры из войлока нельзя:

  • застилать на поверхностях комнат с повышенной влажностью;
  • чистить парогенератором;
  • стирать;
  • увлажнять в процессе дня.

Такой ковер с трудом поддается просушке. Как результат, влажные войлочные изделия могут получить негативные последствия.

Возникает вопрос о том, как ухаживать за шырдаком, если нельзя его мочить. Оказывается, в этом нет никаких трудностей:

  • новый шырдак 2 месяца просто подметайте;
  • шырдак постарше пылесосьте дважды в неделю;
  • подметать изделие веником или щеткой надо как можно чаще, чтобы мелкий мусор не забивался в ворс ковра;
  • небольшие свежие пятна можно быстро смыть небольшой влажной щеткой;
  • выбивать надо раз в несколько месяцев, но не висящий, а лежащий горизонтально на плотной основе;
  • после выбивания слегка протряхивайте и проветривайте изделие;
  • защитой от моли могут быть частые работы пылесосом с обеих сторон и проветривание.

Как шырдак путешествует по миру?

С развитием интернета и международной логистики мастера имеют возможность реализовать свои творения и за рубежом. Множество мастериц по подготовке шырдака приходится к сельской местности. Там же больше хранителей традиционных знаний, у которых можно обучаться многим видам ремесла. Таким образом шырдак создает многие рабочие места именно в регионах. Не выходя из дома, ремесленницы создают уникальные войлочные ковры, которым восхищаются и влюбляются с первого взгляда. А компания “Kyrgyz handmade” создает идеальные условия и помогает ремесленникам по Кыргызстану выходить на мировой рынок. Ведь о прекрасном ковровом искусстве как шырдак должен знать каждый житель нашей планеты.

Источник: К.И. Антипина «Особенности нематериальной культуры и прикладного искусства южных киргизов», открытые источники.

Фото: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов КР, Kyrgyz Handmade.

Мы используем cookies для быстрой и удобной работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
phone